При возникновении долга перед сторонними кредиторами или государственными органами юридическое лицо может не отдавать средства, а начать процедуру реорганизации. Она имеет ряд преимуществ и недостатков, о которых стоит рассказать более подробно. Ведь, с одной стороны, данный вариант предполагает исключение всех упоминаний о ранее существовавшей единице, что позволяет обнулить любые суммы задолженности. Однако, с другой стороны, в процедуре необходимо назначение правопреемника, который и будет отдавать ранее совершенные начисления. С учетом длительности процесса, который наверняка затянется не менее, чем на 4 месяца, стоит тщательно взвесить положительные и отрицательные последствия.
Существующие формы
Для начала стоит уточнить, что формы реорганизации отличаются, причем, в зависимости от выбранного варианта, юрлицо может получить разные полномочия. Всего существует 6 форм:
- Слияние, при котором происходит объединение на равных правах.
- Присоединение, когда более крупная единица поглощает менее значимую.
- Выделение, суть которого заключается в выделении части предприятия в отдельную единицу.
- Разделение, напоминающее предыдущий вариант. Особенность заключается в формате преемственности прав обеих частей.
- Преобразование, которое многие считают панацеей от объявления банкротства.
- И наконец, приватизация, то есть изменение собственника.
Также несколько форм реорганизации доступны в сочетаниях. Как правило, это последовательное разделение существующего юридического лица с последующие его объединением.
Формально существование одного юрлица прекращается только в момент, когда в ЕГРЮРЛ вносится запись об изменении его состояния. Исключением является только вариант, при котором происходит присоединение. В этом случае то предприятие, которое остается главным, увеличивает активы, но не перестает числится в государственном реестре.
Реорганизация обычно начинается в качестве добровольного решения владельцев, когда получено выгодное предложение. Однако в исключительных ситуациях, предусмотренных законодательством, данный процесс может начинаться принудительно. Например, в случае борьбы с монополией, возможно разделение юрлица или выделение его части для создания конкурирующей силы.
Как проходит реорганизация
Существующий формат реорганизации предполагает цепочку последовательных действий. Это достаточно длительный и энергозатратный процесс, который потребует внимания и времени.
1. Подготовка
Для начала необходимо подготовить предварительный план действий. Это необходимо для учета всех нюансов процесса, а также для соблюдения установленных сроков. Нередко процесс реорганизации затягивается именно по вине нарушения порядка оповещения, чего допускать нельзя.
Перед началом процесса также важно оценить имеющиеся в распоряжении активы, чтобы понимать, насколько компания конкурентоспособна, востребована в качестве партнера. Для точного учета всего имущества стоит использовать разработанные Министерством финансов РФ методические указания. Это исключит ошибку.
2. Подтверждение
Для того, чтобы регистрирующий орган убедился в намерениях юрлица, необходимо внести подтверждение решения о реорганизации. Для этого возможно выбрать один из двух вариантов последовательности действий.
- Переслать необходимые документы в письменном виде. Для этого заполняется бланк специальной формы, а подпись заявителя заверяется нотариально. Последнее не требуется в случае, если использована электронная подпись с усиленной квалификацией.
- Лично оставить необходимый пакет документов лицу, который является на момент реорганизации руководителем. При себе необходимо иметь документ, подтверждающий личность (паспорт).
Подача заявления должна происходить по месту регистрации юрлица. Исключение возможно в случае, если реорганизации подвергается более двух единиц. В этом случае документы либо фиксируются по месту регистрации одного из юридических лиц, либо в органе, который выбран в качестве реорганизационного, о чем есть упоминание в документах.
Уведомления
Также отдельно стоит отметить немаловажный этап - уведомление причастных лиц. Так как процедура реорганизации в российском законодательстве лишена возможности отмены, после подачи документов начинается соответствующий процесс. То есть с момент принятия решения необходимо успеть отправить соответствующие бумаги в адрес регистрирующего органа. На это есть не более 3 рабочих дней. Такой же срок необходим для внесения правок в ЕГРЮЛ после получения документов, подтверждающих реорганизацию. И наконец, не более 5 дней есть у самого юридического лица для рассылки уведомлений кредиторам, перед которыми имеется долг. В законодательстве есть оговорка, касаемая момента известности о существовании задолженности. То есть в случае, если о долге заемщик по определенной причине не знает, уведомлять организацию он не обязан.
3. “Вестник государственной регистрации”
Для того, чтобы реорганизованное юрлицо, имеющее задолженности, не было бесследно потеряно, в журнале “Вестник государственной регистрации” необходимо размещать информацию о всевозможных изменениях. Это касается, в том числе, изменения статуса. Подобная мера необходима для выявления скрытых долгов предприятия. Поэтому в течение первого месяца после начала реорганизации в указанном издании дается информация о слиянии, присоединении или других формах преобразования. Повторно такая же статья формируется спустя еще 30 дней.
В случае, если указанные сроки нарушены, юридическое лицо штрафуется на сумму до 5 тысяч рублей.
4. Сверка с налоговым органом
Для исключения задолженности перед государственными органами, необходимо провести проверку расчетов в налоговой. Для этого юридическому лицу предоставляется проверяющий из отдела работы с налогоплательщиками, который производит все необходимые сверки. Результат предоставляется в течение 5 рабочих дней в электронном виде либо в личном кабинете налогоплательщика, либо по другим доступным каналам связи (электронная почта, например).
Для составления подобного документа юрлицо направляет письменный запрос, в котором также указывается необходимость предоставления отчета в электронном виде. Если подобное не уточняется, данные в печатном виде будут хранится в налоговом органе, а реорганизуемое лицо их не получит.
5. Подготовка документации
После двукратного упоминания в издании “Вестник государственной регистрации” необходимо приступать к сбору документов. Общий перечень можно перечислить, однако в некоторых видах реорганизации потребуются дополнительные бумаги.
Общий перечень:
- Заявление о регистрации формы Р12001.
- Учредительная документация.
- Документ, подтверждающий уплату гос. пошлины в размере 4 тысяч рублей.
- Копии отправленных писем с уведомлениями кредиторов, а также публикации в “Вестнике государственной регистрации”.
При разделении и выделении также составляется передаточный акт. При слиянии и соединении дополнительно предоставляются соответствующие договоры.
Обращение в ПФР не обязательно, о чем сообщается на официальном сайте организации. Как отмечается там же, при реорганизации юрлица подобные сведения запрашиваются налоговым органом самостоятельно.
При реорганизации также возможно сэкономить на оплате государственной пошлины. Для этого все документы должны быть сформированы и отправлены в электронном формате. В этом случае уплата не обязательна.
Особенности присоединения
Наибольшее количество уточнений требует процесс присоединения, при котором создается соответствующий договор. Заявителем при этом выступает руководитель присоединяемой единицы.
В составленном документе указываются сроки общего собрания, а также изменения отдельных пунктов учредительной документации, в которых затронуты аспекты, касающиеся присоединения. В частности, это могут быть пункты, касающиеся уставного капитала и его увеличения. Однако в некоторых случаях допускается эквивалентная замена на доли участников предприятия, к которому присоединяется юрлицо.
Особенности выделения и разделения
Названые форматы реорганизации требуют дополнительного составления передаточного акта. В нем необходимо подробно перечислить все материальное имущество юрлица, а также подробно описать формат его разделения. Без составления подобного договора регистрация новых юрлиц невозможна, поэтому данный документ подается в регистрирующий орган одновременно с учредительными документами.
Перед тем, как имущество передать, его необходимо оценить. Для этого стороны договариваются о критериях процесса.
- Оценка по остаточной стоимости - предполагает объективное предоставление имущества с учетом его состояния, износа.
- Оценка по рыночной стоимости - ценности предоставляются в зависимости от спроса и предложения в соответствующем сегменте рынка.
- По иной стоимости - стороны самостоятельно выбирают критерии оценки, назначая, например, в виде стоимости сумму материальных затрат на создание. В случае недвижимости критерием может выступать сумма, затраченная на ремонт или содержание.
Акт оценки имущества должен быть подписан руководителями юрлица, а также органом, производящим реорганизацию. После разделения всего имущества между выделяемыми частями договор подписывается в двустороннем формате.
Что важно указать
При выделении и разделении необходимо подробно описать обязательства обеих сторон перед кредиторами, определив, какая часть организации за что будет отвечать. Это не является необходимым, но значительно упростит процесс выплаты долгов. Также важно описать правопреемственность относительно имущества.
Формат передаточного акта не регламентирован. Однако, указывая и фиксируя определенные важные аспекты, учитывающие текущие или возможные обстоятельства, руководители минимизируют возникающие проблемы и судебные разбирательства.
Передаточный акт наполняется следующей документацией:
- отчеты отдела бухгалтерии;
- опись имущества и договор о его разделе между организациями;
- документы, касающиеся материальных ценностей, которые должны передаваться вместе с переходом прав собственности;
- документы, касающиеся подробного содержания кредиторской и дебиторской задолженностей.
Срок предоставления передаточного акта также не регламентируется четко, однако ее сроки должны быть включены в промежуток проведения реорганизации. Наиболее рациональным является срок, приближенный к составлению промежуточной бухгалтерской отчетности. Это сократит объем работы отдела и позволит более объективно оценить финансовые показатели.
6. Подача документов
Передача документов происходит о одном из выбранных форматов:
- Почтой. Каждый документ должен заверяться личной подписью нотариуса.
- МФЦ. Документация также должна быть проверена и заверена нотариально.
- Передача с помощью нотариуса. Подобный формат возможен по просьбе заявителя.
- На сайте ФНС. Документы подаются в электронном виде, при этом каждый заверяется усиленной электронной подписью заявителя.
Важно отметить, что ключ подписания должен быть действителен не только на момент составления документов, но и во время рассмотрения пакета документов.
Если регистрируется присоединение, все документы подаются в налоговый орган по адресу регистрации той компании, к которой происходит присоединение.
7. Получение документов
Получить документы после проведения реорганизации возможно тем же способом, которым они подавались. То есть соответственно это возможно сделать по почте, через офис МФЦ, у нотариуса или на электронную почту.
В пакете будет содержаться всего два документа. Первый - запись в ЕГРЮЛ о формате проведенной реорганизации. Второй - учредительный документ в одном экземпляре, разработанный и поданный заявителем, а также подписанный регистрирующим органом.
8. Преемственность прав
После регистрации нового юрлица наступает период разделения обязательств. В зависимости от формата, процесс происходит по-разному.
- Слияние - права и обязанности переходят новому юрлицу.
- Присоединение - правопреемником является лицо, присоединившее к себе предприятие.
- Разделение - обязанности разделяются в соответствии с условиями, описанными в акте передачи. Если подобного не предусмотрено, необходимо дополнительно провести судебное заседание. Обычно решение принимается в сторону солидарного разделения материальных обязательств.
- Выделение - правопреемники отсутствуют, поэтому ответственность по-прежнему лежит на юридическом лице, от которого произошло отделение. Иное может предусматриваться в акте передачи, если выделение происходило с целью списания обязательств на новое предприятие.
Важно отметить, что правопреемник обязан выплатить не только основной долг, но также все предусматриваемые ранее составленным договором пени, начисления, проценты. В противном случае задолженность будет постепенно увеличиваться, что приведет к банкротству.